Мультфильмы для детей о физкультуре
<iframe allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen="" frameborder="0" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/g5Cl-1fHSsg" width="560"></iframe>
<iframe allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen="" frameborder="0" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/gdVHQVnzOvs" width="560"></iframe>
Спортивная форма для занятий физкультурой
Физкультурные занятия – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.
Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, разностороннее развитие личности.
Физкультурное занятие обязательно требует соблюдения техники безопасности при его проведении. Одним из обязательных условий её соблюдения является наличие спортивной формы у детей.
Ребенок получает полное физическое развитие, учится прыгать, бегать, ползать, лазать. Чтобы вашему ребенку было удобно, необходимо приобрести: футболку, шорты, носочки, удобную спортивную обувь (тапочки на резиновой подошве или кеды) для занятий физической культурой.
Родителям и воспитателям дошкольного образования нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому если ребенок наденет шорты на колготки, он вспотеет, в связи с этим основным требованием при проведении физкультуры в помещении является обязательное одевание носочков. Так же следует знать, что в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате, то есть у вашего ребенка должна быть специальная форма для занятий физкультурой, которая одевается непосредственно перед занятием и снимается после него.
Одежда детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей тепло – проводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.
Спортивная форма для занятий физической культурой:
1.Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определённого цвета.
Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.
2.Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен.
Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д.
3.Обувь. Необходимо иметь тапочки или кеды на прорезиненной подошве, они не скользят при выполнении упражнений. За счет тонкой подошвы дети невольно проводят профилактику плоскостопия.
4.Носочки. Носки лучше не слишком теплые, предназначенные для частых стирок.
Формирование здорового образа жизни дошкольников
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
- Занятия физкультурой,
- прогулки.
- Рациональное питание,
- соблюдение правил личной гигиены:
- закаливание,
- создание условий для полноценного сна
Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.
Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:
- постепенность;
- систематичность;
- комплексность;
- учет индивидуальных особенностей.
Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем:
- его здоровье
- дружелюбное отношение друг к другу,
- развитие умения слушать и говорить,
- умения отличать ложь от правды
- бережное отношение к окружающей среде, к природе
- медицинское воспитание,
- своевременное посещение врача,
- выполнение различных рекомендаций
- формирование понятия "не вреди себе сам"
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:
Создание системы двигательной активности в течение дня:
- утренняя гимнастика (ежедневно);
- физкультурные занятия (3 раза в неделю);
- музыкально - ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
- прогулки с включением подвижных игр;
- оздоровительный бег (ежедневно);
- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
- зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
- оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
- эмоциональные разрядки, релаксация;
- ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
- спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)
Необходимо поддержания и укрепления здоровья детей.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:
- формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
- воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
- помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
- развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
- вырабатывать навыки правильной осанки;
- обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
- развивать художественный интерес
Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.
Физкультминутки для дошкольников
Физкультминутки - это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Значение: улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Длительность: 1,5-2 мин.; рекомендуется проводить, начиная со средней группы. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты). Ребята выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба).Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления, физкультминутку можно не проводить.
В помощь воспитателю предлагается картотека физкультминуток (см.ссылку)
http://https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/sad29molod/library/Физкультминутка.pdf
Двигательная активность считается врождённой потребностью человеческого организма.
Понятие “двигательный режим” включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности в течение суток. (Сухарев А.Г.,1991).
Существуют приблизительные нормы объёма двигательной активности для детей в зависимости от их возраста. Зная эти требования можно рассчитать оптимальный двигательный режим, включая в него те формы работы, которые рассматриваются в конкретном случае как наиболее предпочтительные.
Основные требования к двигательному режиму.
1.Рациональное сочетание разных видов занятий.
Рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной деятельности, осуществляемой под руководством педагога, должно представлять собой определенный двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности детей составляет не менее 60% от периода бодрствования.
Продолжительность ДА детей за период бодрствования должна составлять не менее 40 – 60 процентов времени. При этом 90% средней и малой интесивности, 10 большой.
2.Введение дополнительных занятий.
Оптимизация двигательной активности детей в распорядке дня может быть достигнута за счет внесения наряду с общепринятыми формами работы дополнительных занятий по физической культуре:
- упражнения для формирования правильной осанки, свода стопы;
- ходьба по «дорожкам здоровья»;
- релаксационные упражнения;
- упражнения для развития мелкой моторики;
- динамические паузы между занятиями;
- прогулки-походы;
- дифференцированные двигательные задания, направленные на регулирование двигательной активности детей.
- дыхательная гимнастика;
- упражнения с использованием спортивных комплексов;
- ритмическая гимнастика;
- произвольное плавание и игры в бассейне;
- логоритмическая гимнастика;
3.Сочетание движений разной интенсивности.
Оздоровительный эффект разных комплексов физических упражнений и подвижных игр может быть обеспечен при целесообразном сочетании движений с разной степенью интенсивности.
4.Эффективная организация физкультурных занятий.
Эффективность физкультурных занятий зависит от правильного распределения детей по уровню двигательной активности, условий проведения (в помещении или на улице), содержания занятий и методики педагогической работы, а также от индивидуальных особенностей детей. Важно обеспечить моторную плотность занятия в пределах оптимальных величин – 75-90%
2 –ая младшая |
Средняя |
Старшая 5 -6 |
Старшая 6 - 7 |
|
3 в нед |
4 раза в нед |
4 в нед |
4 в нед |
|
10 – 15 мин |
20 - 15 |
30 - 35 |
30 - 35 |
В зависимости от программных задач изменяется моторная плотность
При ознакомлении 25 - 50% МП
При разучивании 35 – 55%
При закреплении 40 – 85%
При совершенствовании навыков 60 – 85%
При повторении 50 – 85%
Во время контроля 25 – 50%
5. Учет индивидуальных особенностей двигательной активности детей и самостоятельной деятельности.
Высокая подвижность (дети с высокой ДА). Независимо от объёма и продолжительности ДА для них характерны ВАСОКАЯ ПОДВИЖНОСТЬ, ХОРОШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ, ДОСТАТОЧНО БОГАТЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ. Эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений, бывают невнимательны при объяснении заданий.
Средняя подвижность. (Дети со средним уровнем ДА) ВЫСОКИЙ И СРЕДНИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ФИЗПОЗГОТОВЛЕННОСТИ, ХОРОШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ, ЭТО ДЕТИ ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ УРАВНОВЕШЕННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ. ИМ СВОЙСТВЕННО САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЫБОРКЕ ИГР, ЯВЛЯЮТСЯ ИНИЦИАТОРАМИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГР
Низкая подвижность (Это дети с низким объёмом ДА в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности ДА) ОТМЕЧАЕТСЯ ОТСТАВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЗРАСТНЫХ НОРМАТИВОВ.
6. Проведение индивидуальной работы.
7. Организация активного отдыха детей.
1 –ая мл |
2 –ая мл |
Средняя |
Ст 5 -6 |
Старшая 6 - 7 |
Не проводится |
1 раз в мес |
2 раза в месс |
2 раза в месс |
2 раза в месс |
20 мин |
20 - 25 |
30 – 35 |
35 – 40 |
Приоритеты форм двигательной активности в распорядке дня
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, считаем необходимостью определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:
•утренняя гимнастика;
•подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;
•физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой и т.д.
Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.
В двигательный режим также входит совместная физкультурно – оздоровительная работа дошкольного учреждения и семьи (участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях детского сада).
Все вышеописанные формы двигательной активности дополняют и обогащают друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в детском саду.
Двигательная активность проходит по этапам. Этап – это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в распорядке дня, он имеет свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошкольников.
1-ый этап педагогического процесса - " Утро "- самый насыщенный воспитательно-оздоровительными задачами. Утром стараемся проводить игры малой или средней подвижности по желанию детей. Но в тоже время учитываем, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, ИЗО), то проводим игры средней подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то планируем более спокойную игровую деятельность.
Утренняя гимнастика проводится перед завтраком в соответствии с распорядком дня и длительностью в соответствии с учебной программой дошкольного образования:
2 – я младшая группа – 6 – 7 мин.;
средняя группа – 7 – 8 мин.;
старшая группа – 8 – 10 мин.;
Занятие по физической культуре – это основная форма развития оптимальной ДА детей. Особенностью этих занятий является то, что здесь планомерно формируются новые двигательные умения и навыки, развиваются физические качества в процессе оптимальной тренировки всех систем и функций организма. Недостаточное развитие какого-либо умения снижает способность ребенка к усвоению новых двигательных действий и навыков, а также его ДА.
Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводим динамические паузы между занятиями статического характера. Длительность которых составляет 10 – 12 минут.
Также по мере необходимости проводим физкультминутки и пальчиковые игры на занятиях познавательного цикла длительность которых составляет 2 – 3 минуты.
2-ой этап педагогического процесса – "Прогулка". В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.
К планированию прогулки воспитатели относятся ответственно, тщательно подбирая игры для прогулок с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры- эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.
Длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке:
2 – я младшая группа – 20 мин.;
средняя группа – 20 - 25 мин.;
старшая группа – 30 мин.;
3-ий этап педагогического процесса "Вторая половина дня".
Основная педагогическая задача этого периода – вызвать желание у детей завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации воспитатель создаёт в группе положительный эмоциональный настрой. Дети просыпаются постепенно встают и идут по "дорожкам здоровья ", расположенным на полу.
Во вторую половину дня стараемся больше времени отводить самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах.
Самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее ⅔объема их общей ДА.
В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями.
Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:
- организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;
- закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;
- владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/sad29molod/library/Подвижно-дидактические_игры.pdf
ЧУДЕСНАЯ ШКАТУЛКА
«ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПРОГУЛОК - ПОХОДОВ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила: руководитель ф/в Трепачко Е.Ф.
В свободной игровой деятельности, а также во время прогулок с дошкольниками с помощью игр с движениями можно решать целый комплекс образовательных задач. В прогулках - походах за пределы участка детского сада, необычность обстановки, условий требуются и такие же необычные игры, учитывающие природное окружение, погодные условия, рельеф местности, настроение детей.
Предлагаемые игры включают в себя разнообразные задания и рекомендуются для старших дошкольников. Это веселые, ситуативные, активизирующие внимание, память и эмоции игры, построенные на движениях. В них тесно сочетается содержание эколого - природоведческой, сенсомоторной, оздоровительной направленности. Предусмотрены игры для прогулок в разное время года в лесу, на лугу, у водоема с использованием разнообразного природного материала. В них широко используется литературный материал: загадки, пословицы, поговорки, стихи. Многие из предложенных игр могут проводиться также на участке детского сада и в помещении.
НАЙДИ ДЕРЕВО
Цель. совершенствовать движения в природных условиях; упражнять в ориентировке в пространстве. Упражнять в быстроте, ловкости; закреплять представления о деревьях; обогащать активный словарь.
Материал. Поощрительные фишки, листья, плоды, веточки деревьев.
Содержание игры
Воспитатель называет дерево (ель, березу и др.), предлагает найти такое дерево, добежать (дойти, допрыгать) до него и обхватить руками. Рассматривают деревья и находят среди них самое большое, самое низкое, самое старое, самое молодое, самое развесистое, самое могучее, самое красивое. Используются элементы соревнования: кто быстрее найдет свое дерево? Правильно выполнивший задание ребенок получает поощрительную фишку. Победителем считается тот, у кого окажется большее количество фишек.
Правила:
1) заранее оговаривается движение, используемое в игре;2) поощрительную фишку получает только тот, кто не только добежал, но и первым обхватил дерево.
Варианты игры. Дети бегут к тому дереву, веточку, лист или плод которого показывает воспитатель; детям предлагается найти такой же лист на земле и с ним бежать к нужному дереву и т. д.
Вариант 2. «Раз, два, три... К самому большому (низкому и т. д.) дереву беги!» После этого стараются как можно быстрее добежать до цели.
ПРИДУМАЙ САМ
Цель. Речевые упражнения с использованием предлогов; закреплять движения в естественных условиях; развивать наблюдательность, внимание.
Содержание игры
Воспитатель дает детям первую часть задания, вторую они придумывают сами. Например, воспитатель говорит: «Все побежали и спрятались за...» Дети должны найти разные предметы и спрятаться за ними (за деревом, кустом, друг за другом). Последующие задания могут быть такими: подпрыгнули до...; покружились и присели под...; прошли спиной вперед и прислонились к...; взялись за руки и допрыгали до... .
Правила:
1) подбирать движения точно по словесному заданию;
2) выбирать разные предметы для движений.
СПРЯЧЬ ПРЕДМЕТ И ОПИШИ ДОРОГУ К НЕМУ
Цель. Развивать наблюдательность, внимание, умение точно описывать ситуацию.
Содержание игры
Ведущий прячет какой-нибудь предмет, а затем объясняет дорогу к нему. Тот, кто найдет предмет, считается победителем. Если предмет не будет найден, ведущий должен сам идти к нему, повторяя при этом объяснение. Таким образом, проверяется точность описания дороги к спрятанному предмету.
Правила:
1) как можно точнее объяснять дорогу к спрятанному предмету;
2) по договоренности игроков предмет может быть на виду или тщательно замаскирован.
МЕТКИЙ СТРЕЛОК
Цель. Закреплять навыки метания; развивать глазомер, ловкость.
Материал. Мелкие предметы для метания.
Содержание игры
На прямой линии необходимо выкопать пять лунок через 10—15 см друг от друга. На расстоянии 1 м до первой лунки отмечается исходная черта для броска. Игрок, имея в руках пять предметов для метания (камешки, шишки, желуди, каштаны и пр.), бросает их по одному в каждую лунку, начиная с ближней. Победителем считается тот, кто точнее выполнит задание.
Правила:
1) при выполнении броска не заступать за черту;
2) засчитывается попадание в любую лунку, независимо от последовательности ее расположения.
ПОСЛУШНЫЙ КАМЕШЕК
Цель. Упражнять в ручных двигательных умениях; закреплять различные способы бросков; развивать ловкость, быстроту, внимание, память.
Материал. Небольшие камешки.
Содержание игры
Последовательно выполнять различные виды бросков: перебрасывать камешек из руки в руку; подбрасывать и ловить камешек одной рукой (правой и левой поочередно); подбрасывать камешек одной рукой, а ловить другой рукой; подбрасывать камешек вверх и ловить двумя руками; подбрасывать камешек вверх двумя руками, а ловить одной и наоборот; перекатывать камешек между ладонями; перекатывать камешек одной рукой вокруг ладони другой; бросать сверху одной рукой и успевать поймать падающий камешек двумя руками (позднее одной); подбрасывать и ловить камешек с хлопком во время полета. Те же движения повторяются с двумя камешками. Первый раз движения выполняются по показу, затем — по названию.
Правила:
1) выполнять движения правильно, дифференцировать их по названию;
2) обронивший камешек получает штрафное очко;
3) выигрывает тот, у кого меньше или совсем нет штрафных очков.
МОЯ НАХОДКА
Цель. Закреплять движения в естественных условиях; развивать наблюдательность, внимание, фантазию.
Содержание игры
Детям предлагается разойтись по полянке, найти что-нибудь и принести находки в определенное место. Затем все находки рассматриваются, высказываются предположения, что можно с ними делать. Например, сухая легкая палочка длиной 80—100 см похожа на посох, с каким ходят лесные сказочные герои. Детям предлагается изобразить любого героя (гнома, Бабу-ягу, кощея и т. д.). Эту же палочку можно использовать для прыжков — положить на землю и прыгать через нее разными способами (вдоль, прямо, боком, спиной вперед, на одной и двух ногах и т. д.). Прочный легкий шест длиной до 1,5 м можно использовать для прыжков через узкую канавку, опираясь на него. С таких же позиций рассматриваются и другие находки — желуди, чашечки желудей, шишки от разных деревьев, листья, камешки.
Правила:
1) выбирая находку, необходимо придумать несколько вариантов ее использования;
2) в конце игры называются лучшие способы обыгрывания найденных предметов.
НЕ ЗАМОЧИ НОГИ
Цель. Упражнять в прыжках, ловкости, быстроте.
Материал. Различный природный материал.
Содержание игры
Из прутиков, шишек (палочек, камешков и т. д.) выкладывается ручей шириной 50—80 см. Дети делятся на две команды. Одна из команд строится вдоль ручья и по сигналу другой перепрыгивает через ручей. Тот, кто не смог преодолеть препятствие, выбывает из команды. Таким же образом прыгает и другая команда. Выигрывает та из команд, которая заканчивает игру с большим количеством игроков.
Правила:
1) при каждом повторении игры ширина ручья постепенно увеличивается;
2) прыжок выполняется всеми игроками одновременно;
3) количество повторений игры оговаривается заранее.
СТЕЖКИ – ДОРОЖКИ
Цель. Закреплять двигательные умения в естественных природных условиях; развивать ловкость, память, внимание.
Содержание игры
Дети в колонне двигаются за ведущим, точно повторяя его движения. Задача ведущего — провести детей змейкой между деревьями, выбирая самую удобную дорогу и как можно чаще меняя движения (идут разными способами, бегут, продвигаются прыжками и т. д.). Ведущий, придумавший больше движений, считается победителем.
Правила:
1) ведущий, прежде чем поменять движение, останавливает колонну и называет следующее движение;
2) ведущий меняется, если он повторяет уже использованное ранее движение или неправильно называет движение;
3) идущие в колонне должны точно повторять предлагаемые движения.
ВЕТЕР И ВЕТЕРКИ
Цель. Упражнять в различных видах и способах ходьбы и бега, развивать внимание, быстроту реакции на сигнал.
Содержание игры
Ведущий (ветер) выполняет движения: бег в разных направлениях, с разным положением рук, с высоким подниманием коленей, с кружением и приседанием, широким шагом, галопом и т. д. Ветерки должны повторять их в точности.
Правила:
1) движения всеми игроками должны выполняться правильно и четко;
2) неправильно выполнивший движение или запоздавший выходит из игры.
ТОЧНЫЙ ПРЫЖОК
Цель. Упражнять в различных способах прыжков и точности приземления, в ориентировке в пространстве; развивать внимание, самооценку.
Материал. Поощрительные фишки.
Содержание игры
Каждый рисует для себя круг и становится в его центр. По сигналу дети подпрыгивают и, повернувшись в воздухе на 180°, приземляются внутри круга. При повторении используется двойной прыжок, прыжки на одной ноге, с закрытыми глазами и др. Дети сами оценивают, насколько удался им прыжок: за правильную оценку они получают каждый раз поощрительную фишку.
Правила:
1) правильно выполнять предлагаемый способ прыжка (без предварительного показа);
2) начинать движение по сигналу;
3) уметь оценить правильность своего прыжка, точность приземления.
ПАРАШЮТИСТ
Цель. Совершенствовать навыки прыжка в природных условиях, закреплять названия способов прыжков; развивать ловкость, внимание, точность движений.
Материал. Поощрительные фишки.
Содержание игры
Около пенька (бревна, кочки) в песке вытаптывается круг (выкладывается из шишек). Дети по очереди спрыгивают с пенька в круг. Поощрительная фишка выдается тому, кто приземлится точно в центр круга. Можно подготовить два-три круга с постепенным удалением от места прыжка. Победитель определяется по количеству полученных поощрительных фишек.
Правила:
1) прыгать по сигналу, приземляясь на носки, сохраняя равновесие;2) поощряется усложненный прыжок (с поворотом в воздухе, спиной вперед, боком и т. п.).
ПЕРЕЛЕТ – НЕДОЛЕТ
Цель. Упражнять в разных способах метания; развивать внимание, быстроту реакции.
Материал. Шишки по количеству детей, поощрительные фишки.
Содержание игры
Все вместе дети ищут два растущих рядом деревца или куста разной высоты и перебрасывают через них шишки. Игрок, перебросивший шишку через низкое дерево, получает одно очко, через более высокое — два очка. По количеству полученных поощрительных фишек определяется победитель.
Правила:1) шишка должна перелететь через деревце; застрявшая в ветках или не долетевшая шишка очка не дает;2) бросок выполняется поочередно по сигналу.
КТО ДАЛЬШЕ БРОСИТ КОПЬЕ
Цель. Упражнять в метании; развивать внимание, ловкость.
Материал. Прутики, ленточки, поощрительные фишки.
Содержание игры
Из найденного на земле прутика изготавливается копье, к которому привязывается пучок травы или ленточка. Дети становятся вдоль тропинки (начерченной линии) и бросают копье, точно выполняя задание воспитателя: кто бросит дальше, выше; попади в цель (в ствол, в нарисованный круг) и др. Количество бросков и правильно выполненных заданий подсчитывается с помощью поощрительных фишек.
Правила:
1) копье для себя каждый изготавливает сам;
2) бросок выполняется одновременно по сигналу;
3) способ метания дети выбирают самостоятельно.
ЛИСТОПАД
Цель. Закреплять двигательные умения в естественных природных условиях; развивать ловкость, грациозность движений, внимание, наблюдательность.
Материал. Легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины.
Содержание игры
Воспитатель произносит слова: «Падают, падают листья, в нашем лесу листопад, желтые, красные листья по ветру вьются, летят...» Затем, размахивая шарфом или колечком, говорит детям, что он будет изображать ветер, а они — листья, и предлагает различные игровые задания, например: «Ветра нет — листья уснули» (все приседают, закрывают глаза), «Подул ветер и погнал листья» (дети двигаются в разных направлениях — прямо, боком, спиной вперед), «Закружились листья на месте... стих ветер — листья отдыхают» и т. д. Роль ветра можно поручить кому-либо из детей.
Правила:
1) дети должны подбирать наиболее подходящие к заданию движения, выполнять их эмоционально, грациозно;
2) начинать и заканчивать движения следует точно по сигналу.
ПО НАРИСОВАННОЙ ДОРОЖКЕ
Цель. Совершенствовать навыки ходьбы разными способами в природных условиях; развивать наблюдательность, сообразительность, творчество, выдержку.
Содержание игр
Выбирается ведущий. Он становится впереди колонны и рисует дорожку: идет по песку, стараясь оставить своеобразный рисунок из следов (идет широким, узким, приставным шагом, спиной вперед, ставя стопу прямо, под разным углом). При этом следует предусмотреть определенную повторяемость узора. Дети должны идти друг за другом след в след, точно повторяя рисунок. Победителями (их может быть несколько) считаются те, кто правильно выполнит задание.
Правила:
1) ведущий должен оставить четкие следы и определенный узор на земле;
2) игроки соизмеряют длину и постановку своих шагов точно с обозначенными на земле.