1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ИСКУССТВО"
ЭКСПРЕСС-КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Берегите голос ребенка!
Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию информацию о том, что необходимо знать о голосе и слухе ребенка, чтобы оберегать и развивать их.
Резкие, громкие звуки отрицательно влияют на слух, снижая его остроту и чувствительность. Отсюда становиться очевидным, насколько вредна для ребенка обстановка шума, стука, крика. Плохо отражается на ребенке постоянно включенное радио, оглушающие громкие звуки магнитофона, телевизора. Голосовой аппарат ребенка очень хрупкий, связки слабые, гортань нежная, поэтому крикливый разговор, форсированное пение создают напряженность голосового аппарата ребенка. Дыхание у детей младшего возраста поверхностное, «неорганизованное». Уже только поэтому его нельзя привлекать к исполнению взрослых песен. Широкий диапазон, длинные музыкальные фразы, требующие глубокого, сильного дыхания, - все это наносит вред детскому голосу.
Не следует поощрять ребенка, стремящего повторять взрослыми трудную песню. Слабый, хрупкий голосок, несовершенное дыхание при всей музыкальности и точности воспроизведения не в силах справиться с широтой «взрослой» песни – отсюда срыв голосовых связок. Да и по содержанию они не всегда уместны для ребенка и непонятны ему. Часто слова взрослых песен произносятся неосмысленно, приблизительно, иногда, до смешного, перевернутые по смыслу.
Обо всем этом Вы, уважаемые взрослые, должны помнить и чувствовать ответственность за бережное отношение и сохранение детского голоса и слуха.
Литература:
1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь – Минск Нац. Ин-т образования. 2019 г.
2. Емельянова, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В. Емельянова – СПб, 2000г.
3. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду / М.Ю. Картушина – М. 2003г.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ИГРАЕМ В МУЗЫКУ»
(дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
Подготовила:
музыкальный руководитель,
первая квалификационная категория,
Чаевская Ольга Владимировна
2019
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Опыт показывает, что в коррекционных группах иногда целесообразно заканчивать музыкальное занятие не маршем, а слушанием спокойной музыки.
Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в наиболее старшем возрасте лучше понимать и любить ее. Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребенку – легко его усвоить. Игровая ситуация создает психологическую установку, настраивает психику ребенка на музыкальную деятельность. Искусство и игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, ситуаций, языка, обобщенное представление окружающей действительности, получение удовольствия, обязательное выражение отношения к происходящему и выявление личностного смысла.
Игры на развитие у дошкольников музыкального восприятия и интереса к классической музыке не требуют большой подготовке, дополнительных пособий. Музыкальный руководитель может использовать подручные материалы, ведь главное – это необходимый эмоциональный настрой ребенка, его интерес к деятельности. При видимой простоте предлагаемой игры послужат дополнительным стимулом к учебно-познавательной деятельности, помогут разговорить ребенка, осознать пережитые чувства. Игры можно разделить на три группы в зависимости от общей дидактической задачи (развитие художественного словаря, вокализация, пантомимическое и двигательное моделирование характера музыки). На одном занятии рекомендуется использовать 1-3 игры из разных групп.
Игры на развитие художественного словаря
Дидактическая задача.
- Закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.Способствовать адекватному применению знаний о музыке в анализе музыкальных произведений.
Правила игры.
Складывать в копилку только те слова-определения, которые соответствуют характеру музыки. Игровые действия. При назывании педагогом слова-образа, соответствующего характеру произведения, дети складывают руки «чашечкой», не соответствующего – разводят в стороны.
Ход игры. После прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой», затем обращается к детям: «Какая вместительная у каждого из вас копилка! Что мы будем в нее складывать?». Дети предлагают различные варианты. Педагог продолжает: «Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной мелодии». Рассказывает о правилах игры, обращая внимание на то, что в игре нужно быть очень внимательным. Объясняет детям: «Если слово нам подходит, мы закроем его в копилке (показывает), если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведете ладошки в стороны, чтобы оно не попало в вашу копилку.» Обращает внимание на то, что каждое правильное слово необходимо повторять в слух. Игра заканчивается повторением всех слов из копилки.
«Хитрая шляпа»
Правила игры
Назвать понравившееся музыкальное произведение и объяснить свой выбор. Игровые действия. Передача шляпы.
Ход игры.
После прослушивания двух и более музыкальных произведений педагог показывает детям яркую шляпу и говорит, что она не простая, а волшебная. Кто ее надевает, начинает, словно заколдованный, рассказывать о той музыке, которая ему больше понравилась. Шляпу надевают на ребенка. Когда его рассказ закончится, он передает шляпу тому, кому захочет. Игра заканчивается, когда выскажутся все желающие.
II. Игры, основанные на вокализации
Дидактическая задача.
-Способствовать выражению ценностного отношения.
« Конкурс певцов»
Правила игры.
Выразительно исполнить (пропеть) фрагмент мелодии. Игровые действия. Соревнование.
Ход игры.
Педагог объявляет о том, что проводится конкурс певцов. Объясняет, что на вокальном конкурсе певцы исполняют обязательную программу, т.е. одинаковые произведения, а жюри оценивает их мастерство. Называет произведение, которое должны исполнить все участники, выбирается жюри – в него входят воспитатель и 2 ребенка. После этого все желающие интонируют заданный фрагмент мелодии. Жюри, посовещавшись, выбирают победителя. Побеждает тот, кто выразительно исполнит мелодию. В качестве приза предлагается выбрать музыкальное произведение для слушания.
«Придумай песенку»
Правила игры.
Внимательно слушать музыку. Сочинить свою музыку подобного настроения. Игровые действия. Превращение с помощью волшебных слов.
Ход игры.
После слушания музыки, например, «Осенней песни» П. Чайковского, педагог говорит о том, что на музыкальных занятиях звучало очень много разной музыки, посвященной осени, и каждая имела свое неповторимое настроение. У одного композитора осень нежная и печальная, у другого ветреная, резкая, у третьего светлая и задумчивая. Педагог спрашивает у детей: «А какую музыку об осени сочинили вы, если бы были композиторами? Давайте произнесем волшебные слова, которые помогут нам совершить чудесное превращение. Помогите мне их вспомнить». Дети называют знакомые им волшебные слова. Слова произносятся хором. После этого дети исполняют творческие вокальные импровизации.
III. Игры, основанные на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки
Дидактическая задача.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, воображение.
«Поющие руки»
Правила игры.
Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей пластическими движениями рук. Игровые действия. Действие в воображаемом поле.
Ход игры
После слушания музыки педагог предлагает детям представить, что они жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Он подводит дошкольников к «открытию», что передавать информацию и общаться, возможно, не только с помощью речи, но и с помощью языка движений, мимики. Дети приходят к выводу, что можно «разговаривать» и «петь» руками. Педагог обсуждает с ними варианты образных движений. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз; круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку; легкое встряхивание кистями – легкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони другой – осторожное, затаившееся движение и т.д. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движений.
Правила игры.
Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью пластических движений рук. Игровые действия. Действие в воображаемом поле.
Ход игры.
Педагог предлагает детям представить себя художниками. Но художниками не обыкновенными, рисующими картины красками, а музыкальными художниками, изображающими музыку невидимой музыкальной кисточкой. Задача художника – нарисовать каждый звук
Литература:
1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Инст-т образования, 2012. – 401с.
2. Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие учреждений дошк. Образования / В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич. – Мозырь: Белый ветер, 2014 – 2016.
3. Черемнова, Е.Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей / Е.Ю.Черемнова. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2008.