Заботясь о здоровье и развитии детей, удовлетворяя их потребности в новых впечатлениях, в интересной, содержательной деятельности, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, мы стремимся сделать счастливым детство каждого ребенка.
Ознакомление воспитанников с правилами дорожного движения осуществляется в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения проводится в течение всего года в тесной взаимосвязи с конкретными условиями жизни. Изучение правил дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы. У детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина, если материал включается в содержание занятий по развитию речи и культуре речевого общения, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, физической культуре, музыкальной деятельности и в повседневной жизни. Проводя работу по обучению правилам дорожного движения, воспитатель должен использовать ее для усвоения дошкольниками норм и правил поведения, проявления нетерпимости к антиобщественным поступкам.
Педагог знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе, опираясь на их опыт.
Во 2-ой младшей группе (4-й год жизни):
во время целевых прогулок педагог обращает внимание малышей
- на движение пешеходов, транспорта,
- называет цвета светофора,
- знакомит их со словами, (водитель, автомашина, уточняет названия частей автомобиля (кабина, колеса, двери, окна и др.)
Представления, полученные на целевых прогулках, закрепляются на занятиях. Например, малыши выполняют аппликацию «Светофор», рассматривают картину «Улица города», затем строят улицы для кукол.
К 4-5 годам у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки.
В средней группе (5-й год жизни):
представления детей уточняются и дополняются, их знакомят с перекрестками, дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пересечение дорог», « Место стоянки», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания». Даются более полные знания о правилах пешеходов и пассажиров:
· Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам,
· Идти следует по правой стороне тротуара,
· Пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеется пешеходная дорожка или указатели перехода:
*При двустороннем движении смотрят сначала налево, а потом, дойдя до середины - направо.
* Пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке,
*В транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.
*В темное время суток пешеход должен иметь световозвращатели (фликеры).
В старшей группе (6-й год жизни):
Педагог постоянно ставит перед детьми задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления, умения применить знания на практике. Воспитатель должен помнить, что одного участия детей в играх и занятиях недостаточно для закрепления и применения знаний правил дорожного движения в жизненной ситуации, так как в игре задача несколько облегчена.
Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыка движения по улице на прогулке, выполнение детьми отдельных поручений. Например: прежде чем пойти с детьми на почту, воспитатель предлагает им вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, затем назначает двух ребят, которые ведут всю группу по назначенному маршруту. В этом случае, не смотря на то, что воспитатель идет рядом, дети чувствуют себя ответственными за порученное дело, они действуют сознательно
В каждой возрастной группе создаются уголки по правилам дорожного движения для детей, где собраны игры, литература, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактический материал, настольные макеты перекрестков, улиц и другой материал.
Закрепить у детей знания правил дорожного движения помогает совместная работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. На групповых и общих собраниях, в ходе коллективных и индивидуальных консультаций воспитатели знакомят родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения, говорят о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице, о необходимости использования в темное время суток и в условиях плохой видимости световозвращателей. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка.
В пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядная агитация. Для детей и родителей оформлен специальный стенд. На нем помещаются выдержки из правил дорожного движения, которые должны усвоить дети, перечень правил для взрослых и дошкольников. В группах можно поместить детские рисунки, образцы книг, картинок, тексты стихотворений и загадок, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.
Таким образом, единство требований семьи и учреждения дошкольного образования обеспечит успешную подготовку детей к практическому применению и соблюдению правил дорожного движения.