УВАЖАЕМЫЕ МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ!
Данные материалы и разработки помогут вам в организации образовательного процесса
"Если человек загадывает на год - он сеет хлеб.
Если человек загадывает на десятилетия - он сажает деревья.
Если человек загадывает на века - он воспитывает детей" Народная мудрость
"В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ": РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ .pdf
Социальная значимость профессии педагога
«Хороший воспитатель – тот, у кого хотят поучиться».
Народная мудрость
Уважаемые коллеги! Мы выбрали педагогическую профессию и решили посвятить свою жизнь воспитанию и обучению подрастающего поколения. Наши воспитанники самые маленькие члены общества.
Воспитание – дело очень ответственное. Оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании детей дошкольного возраста. Чтобы понять маленького ребёнка, который не всегда ещё может объяснить словами, что он хочет, что его волнует, интересует, заботит, обижает, радует, надо много знать, уметь, понимать, «действовать сердцем». Любые знания, в том числе и педагогические, требуют к себе активного отношения.
Профессия педагога – одна из древнейших и почётных в истории человечества. Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В переводе с греческого (paidagogas) означает «детоводитель». Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей. В современном понимании воспитатель – это профессия, содержанием которой является обучение и воспитание. Воспитатель дошкольного учреждения – одна из массовых современных педагогических профессий. В 1840 году Ф.Фебель, немецкий педагог, дал своему первому дошкольному заведению в г. Бланкенбург название «детский сад». Функция современного педагога – помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социальной ситуации современного общества.
СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
(Для молодых специалистов)
- Люби учреждение дошкольного образования, как свой дом.
- Знай: "чужих" детей - не бывает.
- Будь к детям требователен, но справедлив.
- На работе "гори" сам и "зажигай" других.
- Всегда владей собой и не создавай стрессовых ситуаций в группе (УДО).
- Следи за культурой поведения при общении с детьми и их родителями.
- Старайся создавать благоприятный психологический климат в группе.
- Завоюй любовь "чужих" детей.
- Постарайся привить детям любовь к своей малой Родине.
- Помни девиз: "На работу, как на праздник!".
- Живи по принципу: научился сам - научи других.
- Будь всегда приветлив и внимателен к детям и их родителям.
- Возьми себе за правило: в здоровом теле - здоровый дух.
- Воспитатель - это инициативная, творческая, талантливая личность.
- Равнодушие и лень - вот главные враги воспитателя.
- Будь эмоционален, но в меру.
- Твоя задача - раскрыть индивидуальный мир ребенка.
- Помогай родителям воспитывать детей как активных, деятельных личностей.
- Воспитывай в детях сопереживание, сострадание, сочувствие.
- Поощряй самостоятельность и активность детей.
- Помогай детям преодолевать трудности.
- Учи добиваться положительных результатов во всем.
- Никогда не занижай возможности ребенка, чтобы у него не выработался комплекс неполноценности.
- Формируй в ребенке потребность честных поступков.
- Не бойся при случае похвалить ребенка.
Консультация для молодых специалистов
«Формы работы с семьей в условиях детского сада»
Стадии контактного взаимодействия
Накопление согласия. Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если
вы подозреваете, что он неприятен родителю. Поэтому задача первого этапа
— нейтрализация настороженности родителя, разведывательный поиск общих тем для разговора. Чтобы расположить к себе партнера, следует подвести его к согласию, хотя бы не в главном аспекте разговора.
Поиск совпадающих интересов. На этой стадии важно выяснить все, указывает на сходство позиций. Важно проявить склонность к уступкам, показать интерес к увлечениям и взглядам родителя.
Взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принципов: к этому этапу общение приобретает эмоциональную окраску и можно искать более прочную основу для углубления отношений. Здесь воспитателю необходимо показать, что, независимо ст фактического состояния дел, он безоговорочно принимает те принципы воспитания, стили взаимоотношения в семье, которые предлагает воспитатель.
Выявление качеств, опасных для взаимодействия. Благодаря установлено, родитель начинает прислушиваться к доводам педагога без недоверия и психологических барьеров.
Наряду с традиционными формами работы с семьей, в практику могут вводиться новые, наиболее оптимальные в условиях детского сада.
1. Включение родителей в деятельность жизни группы проходит следующим образом: «Информационные корзины». Вовлечение родителей в образовательный процесс вызывает необходимость регулярного и открытого обмена информацией между педагогами и родителями воспитанников. Удачной находкой для согласования работы стали информационные корзины, в которой каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания по работе группы и детского сада в целом.
Полученные знания педагоги применяют в своей практической деятельности.
2.Для осуществления взаимодействия с семьями воспитанников, привлечения их к проблемам детского сада воспитатели могут использовать такую форму работы, как «Лента добрых дел». В ней отражена информация о том, как и чем, каждая семья оказывала помощь в организации жизни группы.
3. Можно в детском саду издавать газету «Родничок», из которой родители получат информацию о современных подходах в воспитании и обучении детей дошкольного возраста от заведующей детским садом, воспитателя, медсестры, специалистов СППС. На страницах газеты также родители смогут поделяться своим опытом семейного воспитания.
4.«Гость группы». Любой родитель один раз в месяц становится гостем группы. Он принимает активное участие в организации режимных моментов (присутствует на прогулке, принимает участие в праздниках, досугах и т. д.). Делиться своими переживаниями, впечатлениями с детьми и взрослыми.
Кроме того, в группах систематически проводятся заочные консультации. Родители имеют возможность не набегу, мимоходом, прочесть интересующую их информацию, а взять её домой, и ознакомиться в спокойной домашней обстановке.
Уважаемые коллеги! Желаю вам конструктивного общения с родителями ваших воспитанников..
Самообразование как эффективная форма повышения профессионализма педагогов в учреждении дошкольного образования.
(для молодых специалистов)
Самообразование – целенаправленная работа
педагога по расширению и углублению
своих знаний, совершенствованию
имеющихся и приобретению новых
профессиональных навыков и умений.
(Педагогический словарь)
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремленичеловека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, - одна из важных задач образования.
Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В нашем УДО практикуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства… Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, помогает адаптироваться в меняющейся образовательной среде, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.
Советы по организации самообразования
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Самообразование– это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
- Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
- Формирование основ педагогического мастерства;
- Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
- Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
- Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- Проявление творческого потенциала педагога;
- Пропаганда своих достижений;
- Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
- Овладение методикой работы с детьми;
- Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
- одна из годовых задач учреждения;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:
- в определении темы, целей и задач;
- в планировании работы по самообразованию;
- в ходе реализации плана;
- в изучении и анализе результативности своей работы.