Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Дата: 10 февраля 2019 в 13:40, Обновлено 8 декабря 2020 в 20:37
Автор: Плявго Д. Р.

ОПЫТЫ.

ЧТО В КОРОБКЕ?

ЦЕЛЬ: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

ОСНАЩЕНИЕ: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или открыть крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывают о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае видно, и делает вывод о значении света.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

ЦЕЛЬ: понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

ОСНАЩЕНИЕ: Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.

Дети заранее вместе с родителями наблюдают на улице за освещенностью в разные части суток (утро, день, вечер, ночь), за луной. Вспоминают свои наблюдения и сравнивают освещенность солнцем и луной. Взрослый предлагает детям изготовить модель (круговую диаграмму) частей суток: подобрать цвет (объясняя свой выбор степенью белизны бумаги и цвета) и раскрасить сектора или проклеить их цветной бумагой. Дети подбирают иллюстрации (пейзажи и изображения режимных моментов) по каждой части суток.

ВОЛШЕБНЫЕ ЛУЧИ.

ЦЕЛЬ: понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

ОСНАЩЕНИЕ: свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.

Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Обсуждает, почему плохо видно; что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод (освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот).

СВЕТ ВОКРУГ НАС.

ЦЕЛЬ: определить принадлежность источников света к природному и рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

ОСНАЩЕНИЕ: картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик), несколько предметов, которые не дают света.

Взрослый предлагает детям определить, темно сейчас или светло, и объяснить свой ответ (видим все, что вокруг нас). Выяснить, что светит сейчас (солнце), что может осветить предметы, когда в природе темно (лампа, костер). Затем взрослый предлагает выбрать те картинки, где изображены предметы, дающие свет; разделить их на две группы (рукотворный, природный мир). Продемонстрировать действие лучины, свечи, настольной лампы, фонарика. Сравнить результат (что светит ярче). Разложить в такой же последовательности  картинки с их изображением. Рассмотреть особенности строения предложенных предметов, обсудить назначение и особенности их использования. 

Цикл опытов на тему: «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»

« КАК УВИДЕТЬ МОЛНИЮ?»

Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск – проявление электричества).

«ПОЧЕМУ ЛАМПОЧКА СВЕТИТ?»

Цель: Понимать принцип работы электроприбора.

Материал: Батарейка для фонарика (4,5В), тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка «сова» из бумаги.

Проведение опыта. Дети рассматривают игрушку со спрятанной внутри батарейкой. Взрослый предлагает разгадать «секрет», почему глаза у этой игрушки светятся. Дети выполняют действия: рассматривают источник электричества, его устройство, отсоединяют лампочку, подсоединяют к клеммам тонкую проволоку, пробуют ее на ощупь. Выясняют, что служит источником света: в прозрачной колбе находится проволочка, когда подсоединяют батарейку, проволочка внутри раскаляется, начинает светиться, от этого и лампочка становится теплой. Дети объясняют, что так же действует электронагреватели в электрочайнике и утюге.

Цикл опытов на тему: «ТЕПЛО»

Опыт «ТЁПЛЫЙ — ХОЛОДНЫЙ»

Цель: ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый.

Материал: деревянные, металлические и пластмассовые предметы.

Действия: предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить тактильным способом, какой из предметов нагрелся больше.

Вывод: металлические предметы нагреваются быстрее.

Опыт «ГДЕ ЖИВЁТ ТЕПЛОТА?»

Цель: — закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.

Действия: перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать с пластилином, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи).

Вывод: пластилин при нагревании становится мягким. При нагревании над пламенем свечи пластилин становится жидким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твёрдый, мягкий, жидкий).

Наблюдение «КОМУ НУЖНО ТЕПЛО?»

Цель: формирование у детей элементарных понятий о важности тепла и его значении в жизни человека.

Действия: воспитатель предлагает детям в начале прогулки определить по своим ощущениям, тепло ли им. После проведения подвижных игр взрослый просит сравнить свои тепловые ощущения с первоначальными. Затем детям предлагается понаблюдать за прохожими, растениями, насекомыми и определить, кому тепло, а кому холодно.

«ПОМОГИ ЗОЛУШКЕ»

          Цель: формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве.

         Материал: 2-3 емкости с перемешанным перцем и сахаром, вода, сито, карандаши или деревянные палочки.

         Проведение опыта. Воображаемая ситуация. «Представьте себе, что Злая Мачеха придумала Золушке новое задание: перемешала перец с сахаром и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?»

          Вариант 1. Можно использовать воду.

          Опыт 1. Вода добавляется в одну из емкостей: сахар растворяется, перец всплывает на поверхность воды или, намокнув, располагается в ее толще. (Дети приходят к выводу, что этот вариант не годится: сахар растворяется).

          Вариант 2. Можно использовать мелкое сито.

          Опыт 2. Содержимое из второй емкости высыпается в сито и просеивается. (Дети приходят к выводу, что этот способ также неудачен, потому что мелкие частички перца плохо проходят через отверстия сита и задерживаются в нем).

           Вариант 3. Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении.

          Опыт 3. Дети потирают карандаши (деревянные палочки) о свои волосы и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Дети аккуратно его ссыпают в другую емкость. (Перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества).

 «ОЖИВШИЕ ВОЛОСЫ».

 Цель: познакомить детей с проявлением одного вида электричества.

         Материал: расческа.

Проведение опыта. В гости приходит ребенок из другой группы и показывает детям фокус: достает из кармана расческу, потирает ею о свою шерстяную рубашку, дотрагивается до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».

 Вопрос детям: «Почему так происходит?» (Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки).

БЕСЕДА «Что такое тепло?»

     Цель: способствовать накоплению представлений

детей о процессе образования тепла, объяснить

значение слова «термометр»

Прогнозируемые результаты: дети имеют представления (первичные знания) о процессе образования тепла, понимают и могут объяснить значение слова «термометр»

Материал и оборудование: куклы-игрушки: «Гномик Экономик», «Теплоша», керамический кувшин, кастрюля с горячей водой, термометр

Ход беседы

Гномик Экономик. – Здравтвуйте, ребята, сегодня я хочу вас познакомить с моим другом Теплошей. Его зовут так потому, что он все знает о тепле. Послушайте, что он нам расскажет.

Теплоша. Однажды вечером раскрасневшийся чайник после того, как его согрели на плите, неугомонно пыхтел: «Ффу-ффу-фырр! Как жарко». А кружка, стоявшая на столе, тихо дрожала от холода и огорченно, с завистью поглядывала на пузатенький и довольный чайник. Но тут на кухню пришла бабушка. Она налила горячей водички в кружку. Сосуд потеплел, начал нагреваться, раздобрел и вовсе стал горячим. Как вы думаете, ребята, отчего кружке стало так тепло?

Воспитатель. Давайте проведем эксперимент. Посмотрите, я взяла кувшин. Потрогайте, какой он на ощупь, холодный или горячий? А теперь я налью в него горячую воду. (Налить воды больше половины кувшина.) Давайте немного подождем, а теперь потрогаем его. Что-нибудь изменилось? Верно, кувшин стал горячим. Почему? (Ответы детей.) Вероятно, тепло воды проникло в стенки кувшина, и он стал горячим от ее тепла.

Теплоша. Ученые считают, что тепло — это энергия. Когда предмет нагревается, энергия проникает в него. А при охлаждении энергия покидает предмет. Энергия — это способность совершать работу. Чем горячее вода, тем больше она будет работать, т. Е. передавать тепло от кувшина к кружке

Воспитатель. Как вы думаете, с помощью чего можно точно измерить температуру воды, воздуха? (Ответы детей.) С помощью термометра. Что это такое? Подумайте, из каких двух слов состоит слово «термометр». Есть ли в этом слове знакомая вам часть? (Ответы детей.) Часть «термо» означает тепло, а «метр» — измерять. Значит, термометр нужен для того, чтобы измерять тепло, т. Е. температуру воздуха и воды. Самый первый термометр, или измеритель тепла, изобрел Галилей.

Теплоша. А еще тепло мы получаем от солнышка. Солнечного света нам не хватает, особенно зимой. Чтобы защититься от холода, люди шьют одежду, строят дома Можем ли мы получать тепло от одежды? (Ответы детей.)

Воспитатель. Представьте, что вы вышли на улицу в большой мороз. Вы сняли варежки. Руки стали замерзать. Вы снова одели варежки. Руки потеплели. Почему, ведь варежки на морозе тоже стали холодными? Значит, не варежки согрели вам ваши руки, а вы теплом своих рук согрели их. Таким образом, вся наша одежда и обувь сами греть не могут. Они лишь хорошо удерживают тепло

Теплоша. А дом, квартира, в которой мы живем, могут давать тепло? (Ответы детей.) Нет, они, как и одежда, лишь сохраняют его, удерживая изнутри.

Воспитатель. Ребята, кто помнит, как образуется тепло? (Ответы детей.) В следующий раз мы познакомимся с обогревательными приборами.

БЕСЕДА «Экономим тепло»

Цель: объяснить значение слова «экономия»;

содействовать накоплению знаний о  разных видах

жилья человека и способах его обогрева, подвести

к пониманию важности быть экономным.

Прогнозируемые результаты: дети понимают и могут объяснить значение слова «экономия», знают о некоторых разновидностях жилья человека и способах их отопления, понимают значимость экономии природных ресурсов.

Материал и оборудование: картинки с изображением юрты, чума, картинки с описанием процесса поступления тепла в дома, иллюстрации к стихотворению И.Токмаковой «Странный зверь»

Ход беседы

Воспитатель. Дети, в детском саду нас окружает множество вещей, мы к ним так привыкли, что почти их не замечаем. Если посмотреть внимательно на предметы, то можно сказать, для чего они нужны человеку и из чего сделаны. Но разве можно знать все обо всем? Наверное, нет. А без знания слова «экономия» прожить невозможно. Что же такое экономия? (Ответы детей.)

Экономия — это разумное использование человеком необходимых благ, стремление устроить свою жизнь более комфортно и красиво.

Посмотрите на себя внимательно и скажите, сколько на вас надето вещей? Давайте представим, что можно надеть только две вещи, можно ли так прожить? (Ответы детей.)

Воспитатель. Когда-то в Греции жил философ, которого звали Сократ. Он не был бедным, а был очень мудрым и экономным, поэтому до сих пор о нем ходят легенды. Своей одежде он не придавал большого значения и ходил босиком в стареньком плаще. У него было очень много учеников, которых он учил экономии. Однажды Сократ попал на базар и воскликнул; «Как много существует вещей, которые мне не нужны!».

Однако и сегодня есть такие люди, которые хотят все купить, любят много тратить. А ведь бережливый Сократ был не единственным таким человеком. Другой греческий философ — Диоген — жил в бочке, считая такое жилище достаточно удобным, он заботился о сохранении окружающей среды, думал о том, чтобы чистого воздуха было больше, чтобы человек жил дольше.

А первобытный человек не имел ни дома, ни телевизора, ни компьютера, а от холода он прятался в пещеру. И лишь позднее люди научились добывать огонь, при помощи которого согревали свои жилища. Самые простые жилища строились из шкур животных. Да и до сих пор некоторые люди живут в таких домах. Например, казахи живут в юртах, эскимосы — в чумах (Воспитатель показывает картинки с изображением таких видов жилья.)

Обогревается подобный дом при помощи костров. В избах, которые строятся из бревен, для обогрева ставится русская печь. Кто-нибудь может рассказать о деревянном доме, о том, как и кто его отапливает? (Рассказы детей.)

Воспитатель. Как же попадает тепло в многоэтажный дом, туда, где нет печей?

Солнце летом светит.

И тепло кругом,

Человеку летом в доме хорошо

Но придут морозы, вьюги, холода

И без солнца теплого, как нам жить тогда?

       Воспитатель. – Что же придумали люди, чтобы в больших домах, школах, больницах, детских садах было тепло? (Ответы детей.)

Показ и рассматривание иллюстраций о процессе поступления тепла в дома.

Воспитатель (обобщает ответы детей). Люди построили огромные котельные, в которых при помощи мазута нагревают воду и пускают ее по трубам и батареям, чтобы в квартирах, детских садах и больницах было тепло. Тепло нужно беречь, так как при его получении затрачивается дорогостоящее топливо, в атмосферу попадают вредные вещества. Всегда ли люди берегут тепло, закрывают окна и двери?

Вы замечали в окружающей жизни, когда люди не берегли тепло?

Всегда ли вы закрываете двери за собой?

К сожалению, встречаются дети и взрослые, которые не закрывают двери при входе в подъезд, а также не заклеивают окна на зиму. О таких людях в народе говорят: неэкономный, недисциплинированный, небережливый человек. А ведь если люди открывают окна, двери, тогда не спасет от холода и теплая вода.

Нужно рамы клеить, двери закрывать,

Чтоб зимою белой нам не замерзать.

Посмотрите внимательно, какой холодный дом, а в нем живет семья, в которой завелся странный зверь. Показ иллюстрации, чтение стихотворения:

                                Странный зверь

Какой-то ходит странный зверь.

И оставляет настежь дверь.

И мы за этим зверем все закрываем двери.

Замучились, устали мы, работать перестали мы.

Мы не едим, не пьем теперь,

Мы только закрываем дверь.

Ну, как нам зверя приручить,

Чтоб за собою этот зверь

Хоть иногда закрыл бы дверь?! 

Воспитатель. Как вы думаете, что это за зверь? (Ответы детей.) Конечно, ребята это сквозняк. Когда двери открыты, он всегда появляется, начинает выгонять из квартир теплый воздух.

(Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации)

Воспитатель. Посмотрите, куда может пробраться сквозняк? (В открытую форточку, через балкон, дверь в подъезде, разбитое стекло.)

Как же можно спасти дом от сквозняка? (Закрывать двери в подъезд, заклеивать рамы на окнах, закрывать форточки.) Давайте и мы будем утеплять свои дома, чтобы экономить тепло.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.