Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Человек с белой тростью

Дата: 6 ноября 2020 в 13:03, Обновлено 6 ноября 2020 в 16:12
Автор: Дорох С. В.
142 просмотра

Ежегодно в Республике Беларусь с 15 октября по 15 ноября проводится месячник «Человек с белой тростью», целью которого является привлечение внимания общественности к проблемам слепых и слабовидящих людей.

<iframe allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen="" frameborder="0" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/9bYe53vW3uM" width="560"></iframe>

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 Многим людям сопровождение незрячего человека представляется простым делом: достаточно взять его под руку и идти не спеша. Однако те, кто пробовал хотя бы один раз сопровождать незрячего, понимают, что такой процесс требует специальных знаний и профессиональных навыков. Умелое сопровождение обеспечивает не только безопасность передвижения, но и позволяет не-зрячему человеку чувствовать себя уверенно и защищено.

Правила сопровождения людей с нарушением зрения

Общие правила

* Ни в коем случае не позволяйте себе опаздывать на встречу с человеком, которого будете сопровождать. Незрячие особенно остро переживают по этому поводу. Придите на 10 минут раньше.

* При встрече с незрячим человеком всегда называйте себя, а при общении представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих.

* Если Вы пришли к незрячему человеку домой, чтобы сопроводить его куда-либо, мы не рекомендуем заходить в квартиру, а тем более проходить в комнату — лучше ожидать на лестничной площадке или на улице, сообщив предварительно о том, что Вы пришли. (Вам знакома ситуация, когда Вы продолжительное время не могли найти в собственной квартире каких-либо мелочей: ключей, очков, кошелька и т.п. Наверняка, Вы начинали вспоминать, кто в последнее время был у Вас из посторонних. Незрячие из-за отсутствия зрения чаще могут сталкиваться с такими проблемами, поэтому лучше не искушать судьбу и не искать неприятностей).

* Не раздавайте номер своего домашнего телефона. Вы будете работать со многими, и со временем можете пожалеть о таком количестве звонков.

* Учитывайте, что большинство незрячих комфортнее себя чувствуют, когда не привлекают к себе и своим физическим недостаткам внимание окружающих. Постарайтесь не акцентировать лишний раз внимание окружающих на своем сопровождаемом. Постарайтесь вести себя с ним естественно.

* Избегайте употребления термина «слепой», «калека» «больной» — это многих обижает, лучше использовать термин «незрячий».

* Не стесняйтесь выяснять необходимую Вам информацию, способствующую Вашей работе.

* Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это допустимо во всех случаях и никак его не обижает.

* Пытайтесь передать словами то, что часто выражается мимикой и жестами — не забывайте, что привычный жест «там...» незрячий человек не поймет.

* Если незрячему необходимо взять какой-либо предмет, не следует тянуть его руку к предмету. Подайте его сами, вложив в ладонь.

* Перед тем как прочитать информацию незрячему человеку, сначала предупредите его об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если Вас об этом не попросят.

* Если незрячему необходимо поставить свою подпись, вложите ручку ему в руку, а затем поставьте его руку так, чтобы стержень ручки находился в начале строки для подписи.

Сопровождение на улице

* Держаться незрячий за сопровождающего должен так, как он привык это делать всегда. Если же привычек никаких нет, то лучше, чтобы незрячий левой рукой держал сопровождающего под руку. (Это касается правшей. Левшам удобней делать все наоборот). При этом рука сопровождаемого будет свободна и при необходимости он ею может сделать что нужно.

сопровождающему удобнее «давать команды» незрячему правой рукой.

* Предупреждайте заранее незрячего человека о находящихся на пути следования выбоинах, столбиках, животных и прочем.

Вы должны помнить, что незрячий человек не видит не только дорогу, но и ветки, нависающие над дорогой, развешанные веревки, козырьки и прочее. Предупредите об этом сопровождаемого «Осторожно, ветки — пригнитесь!»

* Если необходимо повернуть или обогнуть препятствие, не следует тянуть сопровождаемого за руку — это тяжело физически и очень неудобно для сопровождаемого Вами человека. Лучше сделать легкий нажим на руку в нужную сторону и предупредить человека голосом о предстоящем маневре. Со временем, привыкнув к Вашей манере сопровождения, ведомый Вами человек будет откликатьсяна эти легкие движения и без дублирования предупреждений вслух.

* В месте, где нужно проходить один за другим, сопровождающий должен идти впереди.

* При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

* Перед тем как сойти со ступеньки, подняться на ступеньку или бордюр тротуара следует приостановиться и предупредить сопровождаемого Вами человека о предстоящей операции. («Ступеньки вниз!», «Бордюр вверх!»).

* Помните, что Вы должны контролировать не только наличие свободного пространства при движении перед Вами и Вашим ведомым, но и следить, чтобы никто не находился близко от пути вашего следования, чтобы незрячий человек не задел плечом прохожего, столб или строение. Это не только болезненно, но и может привести к боязни и зажатости ведомого Вами человека и очень усложнит Вашу работу.

Сопровождение в транспорте

* Когда незрячий с сопровождающим заходят в транспорт, то сопровождающий должен идти впереди. Таким образом, незрячий будет чувствовать направление движения и наличие ступенек, если они есть. (Не нужно заталкивать незрячего впереди себя. Иногда сопровождающим кажется, что так они лучше контролируют ситуацию, при этом забывают, что незрячему необходимо давать определенную свободу, и тогда передвижение с ним будет значительно легче).

* При посадке в транспорт сопровождающий иногда подводит незрячего к входу в салон по линии перпендикулярной к нему. Незрячий, чувствуя перед собой открытое пространство входа, подходит слишком близко к ступенькам лестницы и, не соизмерив движений, ударяется голенью о нижнюю ступеньку, получая очень болезненный ушиб. Для того чтобы этого не произошло, незрячего нужно подводить к транспорту несколько сбоку от входа так, чтобы он мог коснуться рукой стенки вагона и взяться за край двери или за поручень; это обеспечит правильную постановку ноги на ступеньку лестницы.

* При входе в транспорт обращайте внимание незрячего на наличие

поручня посередине двери.

* Помните, что инвалидность по зрению не всегда сопровождается общим нарушением здоровья инвалидов в т.ч. их нижних конечностей. Не усаживайте своего ведомого насильно на свободное сиденье в транспорте и не требуйте освободить ему место, если только этого не попросит сделать сам человек.

* Необходимость усаживания незрячего в транспорте существует только в двух случаях:

если это нужно сделать из-за состояния здоровья сопровождаемого;

если в транспорте много пассажиров, а незрячий стоит в таком месте, где он может мешать перемещению других людей.

* При входе в метро необходимо входить первому сопровождающему, открывая и придерживая дверь для незрячего.

* При подходе к эскалатору необходимо пройти первым и положить руку незрячего на движущийся поручень. При сходе с эскалатора необходимо предупредить об этом незрячего.

* При входе в вагон метро вовремя предупредите незрячего о необходимости переступить в вагон.

Сопровождение в помещении

* Достаточно сложным моментом в сопровождении незрячего внутри помещения является прохождение через дверь. Сложность в том, что двери могут открываться налево и направо, от себя и на себя. Мы рекомендуем сопровождающему открывать дверь и проходить первым, проводя за собой незрячего. Если это Вам неудобно по каким-либо причинам — можете поступать по-своему, но помнить две вещи:

* Незрячий человек может столкнуться с кем-то за дверью, если Вы пропустили его вперед себя. Это может быть не только взрослый человек, но и ребенок, а также, к примеру, ведро воды, которое оставила в коридоре уборщица.

В случае двери на пружине, следите за тем, чтобы она не ударила в лицо незрячего человека, ведь он не сможет увидеть ее и защититься рукой.

* Заходя в помещение, опишите коротко, где Вы находитесь. Например: «В центре зала, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол». Или: «Слева от двери, как заходишь, — касса». Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах, турникетах и т.п. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.

* В случае, когда в каком-либо учреждении Вы вынуждены стоять в длинной очереди — подойдите к работнику учреждения, представьтесь социальным работником, сопровождающим инвалида по зрению, и попросите обслужить вас вне очереди.

* Когда Вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а подведите незрячего к стулу или креслу, направив его руку на спинку стула или подлокотник. В случае, когда сиденье имеет необычную форму, следует пояснить, например: «Очень низко». Теперь незрячему становится совершенно ясно, что стоит перед ним, как ориентировано сиденье, что нужно сделать, чтобы правильно сесть.

* Придя с незрячим в учреждение, в магазин или иное место, где много людей, не оставляйте его одного, не предупредив об этом, ведь незрячий может продолжать разговаривать с тем, кого уже нет рядом, или остаться в толпе, мешая движению других.

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ЛЮДЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Основными принципами общения сопровождающего с незрячим человеком должно быть уважение и доброжелательность.

1. Незрячий — это такой же человек, как и Вы, он живет с Вами в одном мире и обладает такими же чувствами, мыслями, ценностями.

2. Не проявляйте излишнего любопытства по поводу слепоты незрячего человека. Многие незрячие не любят рассказывать о причинах своей слепоты.

3. При разговоре с незрячим не выбирайте посредником его родственников, а обращайтесь непосредственно к самому незрячему человеку.

4. Незрячие очень восприимчивы к эмоциональной стороне речи, поэтому в разговоре с ними больше внимания уделяйте интонации голоса, но не говорите излишне громко, разговаривайте четко, спокойно, неторопливо.

5. Не бойтесь употреблять выражения, основанные на визуальных впечатлениях, например, «мы можем увидеть», «посмотрите этот

фильм».

6. При рассказе не избегайте цветовых понятий. Поздноослепшие сохраняют представления о цвете, а для слепорожденного цветовые описания будут представлять цветовые символы.

7. Избегайте объяснений, основанных на мимике и жестах.

8. Уходя из помещения, узнайте у незрячего, оставить ли свет включенным или выключить его.

9. Деликатно помогайте незрячему советом относительно его внешнего вида. Если обнаружите какие-нибудь погрешности в его одежде, не стесняясь обратите на это его внимание.

10. Информируйте незрячего, что происходит вокруг. Это смягчит психологическое напряжение незрячего, создаст возможность для получения новых положительных впечатлений.

11. Не несите чемодан, портфель, зонтик и другие предметы в той руке, за которую держится незрячий, иначе этот предмет будет бить его по ноге.

12. Не здоровайтесь со встречными кивком головы. Предупреждайте незрячего о приближающихся к нему знакомых людях.

13. Не следует отвечать на вопросы за своего сопровождаемого.

14. Помните, что каждый незрячий человек является ин-дивидуальностью, и нет двух людей с одинаковыми потребностями, способностями и возможностями.

Сопровождение незрячих в общественных местах

При посещении кафе

* Не давайте незрячему столовые приборы в руки, не кладите их в его тарелку, просто сообщите незрячему, где находятся столовые принадлежности. Он сможет их найти сам.

* Информируйте незрячего, что из еды находится на столе, чтобы он смог выбрать по своему вкусу.

* Всегда читайте незрячему меню.

* Если Вы даете что-либо незрячему в руки, то сообщите ему, куда он может этот предмет потом положить.

* Если в тарелке большой кусок мяса или другой пищи, спросите незрячего, не хочет ли он, чтобы это порезали. Если да, то порежьте кусочками, размер которых кажется Вам удобным для еды.

При посещении санузла

* Покажите незрячему, где находится туалет.

* Если Вы одного пола с незрячим, Вы можете вместе войти. Если разного — попросите другого человека или обслуживающий персонал помочь незрячему.

* Покажите незрячему кабинку, расскажите, как устроен унитаз, где спускается вода, где умывальник.

При посещении административных зданий

* Не заменяйте чтение документов пересказом их содержания. Внимательно читайте все: названия, даты, комментарии, ничего не пропуская.

* Воздерживайтесь от комментариев прочитанного, если Вас не попросят об этом.

* Соблюдайте конфиденциальность прочитанного.

* Войдя в кабинет, сообщите незрячему, где находится лицо, к которому вы пришли, подведите незрячего к столу.

* Не излагайте суть вопроса сами, предоставьте такое право незрячему. Не отвечайте за него на вопросы.

При посещении магазина

* Помогите незрячему выбрать необходимую вещь, свободно не спеша посмотреть ее, примерить, если это необходимо.

* Если Вы хотите, чтобы незрячий ознакомился с каким-то товаром, не водите с силой его руку по поверхности, а слегка направьте руку на предмет, создайте такие условия, чтобы незрячий мог свободно потрогать его сам.

* Позвольте незрячему самостоятельно оплатить покупку. Если он просит Вас сделать это, назовите сумму, которую передает Вам незрячий, что избежать возможных недоразумений.

Проинформируйте незрячего, сколько и какими купюрами дает сдачу продавец или кассир.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.